«Моторная реализация чувственной энергии»
«Термин контрапункт здесь не случаен, он выявляет динамику воздействия. Так мы приближаемся к музыке, то есть к такому языку, где динамическое выражение эмоции абстрагировано от предметной ассоциации».
Ю.С. Злотников
Сегодня, когда мы знаем, что модернистские идеи первой половины XX века, возникшие в русском искусстве, были не только сохранены, но и развиты в условиях тотальной изоляции советского общества такими художниками-пассионариями как Юрий Савельевич Злотников, возникает исключительное понимание значимости этих фигур. И дело не только в формальном отказе от фигуратива и соответствии тенденциям мирового художественного порядка, а в самой силе духа и стремлении к созидательной деятельности. Вновь обращаясь к этому периоду, предлагаю использовать эмпирический путь познания, который был основополагающим для Юрия Злотникова, и расширить возможности перцепции изобразительно искусства через музыку. Во многом используя сентенцию Василия Кандинского: «Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль». Опыт синестезии, восприятия изображения через звук и наоборот, был открыт в период главенства авангарда (музыкальная поэма «Прометей» Александра Скрябина 1908-1910 включала световую партитуру. Здесь нет ничего новаторского, однако в условиях современного консьюмеризма, возможно, именно он будет пробуждать в зрителе «голос внутренней необходимости» (В.В.Кандинский).
Изобразительное искусство в системе координат Юрия Злотникова было непосредственно связано с научным рациональным мышлением, основанным на постановке вопросов, гипотез и поиске ответов. Так, разрабатывая язык «Сигнальной системы», он активно интересовался открытиями современных психофизиологов. Параллельно применяя знания математики и семиотики, Юрий Злотников собирал свой пластический инструментарий – алфавит, в котором каждый знак, сигнал проходил отбор на основе анализа, впоследствии зафиксированного в виде исследовательского текста, на данный момент пока ещё не опубликованного.
Серии «Протосигналы» (1957–1958) и «Сигнальная система» (1957–1962) требуют напряженной зрительской работы; концентрация информации в каждом «экране» достаточна велика, вопреки превалирующему незаполненному пространству белого листа. Здесь пауза выполняет конструктивную роль, словно темная материя, она своей величиной устанавливает правила отношений между элементами композиции. Длительность пустоты, возникающая на плоскости листа, не разрывает мелодию, а задает траекторию движения пульсации. В экспозиционном пространстве произведения из «Сигнальной системы» выстроены в ряд, имеющий свою логику развития – динамическое крещендо.